Точная статистика по несчастным случаям, обрушениям, авариям и прочим ущербам при строительстве дорог в России не афишируется. Участники рынка объясняют причины своего молчания так: у нас практика страхования рисков при строительно-монтажных работах еще недостаточно развита. Хотя делать это необходимо — строительство на территории крупного города сопряжено с определенными опасностями как для здоровья граждан, так и для целостности городской инфраструктуры.
Перестраховаться Опасности, или, как их называют участники страхового и строительного рынков, риски, возрастают в геометрической прогрессии, если грандиозную стройку начинают в столичном мегаполисе. Из-за уплотненной городской застройки и густонаселенности количество несчастных случаев увеличивается. А последствия бывают довольно тяжелыми. В отличие от своих коллег из стран Западной Европы и США российские участники строительного рынка начали активно страховать объекты от возможных неприятностей совсем недавно. По данным агентства "Эксперт РА", доля рынка строительно-монтажных рисков в прошлом году оценивается в 8-10 млрд руб. Это на 25-30% выше показателей за аналогичный период прошлого года. Большой динамики в этом секторе рынка не наблюдается. Страховать строительные риски принято у крупных компаний, которые дорожат своей репутацией, временем, средствами, отмечают эксперты. Флагманом в страховании строительно-монтажных объектов на страховом и строительном рынках считается страховое общество "Гефест". Генеральный директор САО "Гефест" Александр Миллерман на собственном опыте убедился, что невозможно полностью предотвратить аварии, способные помешать строительному процессу, но вполне возможно свести к минимуму риски, со строительством связанные. Для этого в "Гефесте" разработали ряд способов управления рисками. По словам Александра Миллермана, каждый строительный объект в черте города индивидуален. И для того чтобы защитить его от малоприятных обстоятельств, в первую очередь необходимо рассчитать перечень возможных рисков и оценить возможный ущерб в результате каждого из них, а затем разработать план мероприятий по их снижению. "В этом режиме на сложных и уникальных объектах с большим количеством взаимосвязанных факторов, влияющих на производственную ситуацию, подрядчик может объективно и уверенно принимать сложные технические решения, имея страховую поддержку",— считает Александр Миллерман.
От МКАД до Третьего кольца Эксперты считают, что страховать риски при строительно-монтажных работах участники российского строительного рынка стали в 1995 году, когда город начал реконструкцию Московской кольцевой автодороги (МКАД). Предполагалось, что бессветофорная МКАД протяженностью 110 км и шириной десять полос (по пять в каждую сторону) должна будет облегчить транзит и перераспределение потоков на выезде из столицы и при въезде в нее. Участниками проекта реконструкции кольцевой автодороги были правительство Москвы (заказчик), корпорация "Трансстрой" (подрядчик) и несколько сотен субподрядчиков — строительных организаций. Тогда впервые в практике инфраструктурного строительства участником проекта была заявлена страховая организация — САО "Гефест". "Для нашей организации это была новая работа. Ведь мы должны были не просто застраховать проект — мы должны были искать эффективные методы работы, в том числе по управлению рисками. Осложнялось все тем, что в России не было сложившейся практики страхования. Нам пришлось до всего доходить самостоятельно,— говорит Александр Миллерман.— Но наша компания очень взвешенно подошла к решению вопроса. Мы заключили более 40 договоров страхования строительно-монтажных работ с подрядчиками проекта на сумму $300 млн". Спустя почти 15 лет после реконструкции этой дороги глава САО "Гефест" констатирует: в ходе реконструкции МКАД компании удалось практически с нуля создать основы комплексного страхования строительных рисков и найти собственные решения и технологии. Например, САО "Гефест" первым предложило начинать строительные работы с преддоговорной экспертизы рисков и страхования ответственности строителей перед гражданскими лицами. Компании удалось собрать данные по оценке рисков, что позволило в дальнейшем совершенствовать тарифную политику. "Мы ввели в практику страхование рисков при строительстве дорог, что стало хорошим тоном у заказчиков и застройщиков",— рассказывает Александр Миллерман. Опыт на МКАД пригодился в дальнейшем при строительстве Третьего транспортного кольца не только самому "Гефесту", но и другим участникам проекта. Работы над этой дорогой протяженностью 35 км начались в 1998 году. Здесь при наступлении страхового случая, когда на тоннельно-эстакадном участке Третьего транспортного кольца в районе Лефортово в июле 2003 года из-за продолжительных ливней произошло частичное разрушение крепления, страхователь — компания "Гефест" выплатила крупнейшую в истории отечественного страхования сумму — 106 млн руб. Это был показательный страховой случай, стопроцентно доказывающий полезность страхования рисков.
Извилистая Ленинградка В конце мая 2007 года столичная мэрия приняла постановление N390-ПП о планах автодорожного и дорожно-мостового строительства на ближайшие два года в Москве. Согласно тексту постановления, чиновники выделили на строительство Звенигородского проспекта, реконструкцию Ленинградского шоссе и Четвертого транспортного кольца 67 млрд руб. Самые грандиозные планы реконструкции касались федеральной трассы — Ленинградского шоссе. Ведь это одна из самых оживленных современных магистралей столицы, соединяющая центр города с международным аэропортом Шереметьево и далее со второй столицей — Санкт-Петербургом. Согласно проекту правительства Москвы по развитию транспортной инфраструктуры, Ленинградское шоссе планируется расширить до восьми полос в каждую сторону, а движение по Тверской улице сделать бессветофорным за счет строительства на Ленинградке развязок и тоннелей. Уникальный по сложности комплекс инженерных сооружений планируется в районе метро "Сокол". Согласно плану московских властей, вначале поток автомобилей из центра должен уходить на эстакаду, одна ветка которой будет направлена на Волоколамское, другая — на Ленинградское шоссе. С Ленинградки в центр машины будут уходить по старому тоннелю (планируется, что он будет односторонним), а с Волоколамки — по эстакаде. При этом на перекрестке с улицами Алабяна и Балтийской запроектировано круговое движение. Также предполагается, что часть потока автомобилей, идущих из центра, не доезжая до метро "Сокол", поедут налево через Ходынское поле, а оттуда смогут попасть в район улицы Алабяна. Это самая крупномасштабная столичная стройка за последнее десятилетие. Власти Москвы решили максимально обезопасить жителей районов, рядом с которыми пройдет будущая трасса. Именно поэтому строительство и реконструкция Ленинградки предусмотрительно застрахованы от возможных форс-мажорных обстоятельств. Договоры страхования строительно-монтажных работ по сооружению транспортной развязки на пересечении Ленинградского проспекта с улицей Серегина с учетом строительства в этом районе автодороги на Ходынском поле до 2010 года заключило страховое акционерное общество "Гефест". На этот раз количество рисков, застрахованных в компании "Гефест", увеличилось. Дело в том, что строительство ведется в исторической и населенной части столицы. Например, застраховано не только строительство конструкций тоннеля под Ленинградским проспектом с его рамповым участком, но и само проведение дорожных работ. Застраховано сооружение шумозащитных окон, пешеходных переходов и мостов и даже благоустройство и озеленение территории. Безусловно, к реализации проекта приступили только после оформления договора страхования гражданской ответственности застройщиков перед третьими лицами. В итоге общая сумма страховой ответственности САО "Гефест" по договорам страхования на данном объекте превышает 27 млрд руб. По мнению экспертов, опрошенных BG, интерес к страхованию строительно-монтажных рисков в будущем будет только расти. Связано это с тем, что российские компании проигрывают тендеры своим зарубежным коллегам. Кроме того, катализатором спроса на страхование строительных рисков эксперты называют и банки, и инвесторов. "Банкиры стремятся свести к минимуму свои финансовые риски",— поясняет исполнительный вице-президент группы "Ренессанс-Страхование" Наталья Карпова. По ее словам, растущий интерес строителей к страхованию в последние годы был обеспечен, с одной стороны, увеличением масштабов строительства и финансовых возможностей организаций, а с другой — возросшими в результате рисками, которые стало страшно брать на себя. По итогам прошлого года объем премий по страхованию строительно-монтажных рисков приближался к 12 млрд руб.
Анна САМОЙЛОВА
Вся пресса за 24 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Строймонтаж страхование (CMR)
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|